Аттестацию на соответствие занимаемой должности или заявленной квалификации проходят работники, имеющие среднее специальное или высшее образование практически во всех отраслях экономики. Однако только в образовании эту процедуру доводят до абсурда, до сердечного приступа, до стрессового состояния, создают ситуацию, когда педагог принимает решение лучше уволиться, чем идти на аттестацию.
Нигде так не экспериментируют, поэтому и возникает вопрос – кому это нужно и зачем? Думаю, что это никоим образом не способствует заявленной цели – повышения качества образования. Во главу угла ставится умение учителя в совершенстве владеть электронными технологиями – компьютером, интерактивной доской. Но, во-первых, наличие этого оборудования в школе и классе ни как не зависит от учителя. Во-вторых, это не самый главный показатель квалификации педагога. О квалификации учителя свидетельствует: знает ли он в совершенстве свой предмет, умеет ли установить контакт с аудиторией, заинтересовать учеников, знаком ли с технологией «как научить учиться», развил ли у учеников мотивацию к изучению своего предмета, какие передовые технологии применяет в обучении, повышает ли свою квалификацию и как, каков результат у его учеников «на выходе», а может быть даже по происшествии нескольких лет.
Таблица критериев, по которым определяют, соответствует ли педагог заявленной квалификационной категории, на мой взгляд, имеет ряд существенных недостатков. Например, наивысший балл педагог получает, если его ученик или он сам участвуют в олимпиадах или передают свой опыт на региональном уровне, и поэтому участвовать в этих мероприятиях на уровне школы или муниципального образования не имеет смысла. Я думаю, что правильнее было бы суммировать баллы. Наличие в таблице критериев оценки классного руководства считаю неправильным, так как не каждый учитель классный руководитель. Может быть много объективных причин, почему он не руководит классом – во-первых, учителей больше, чем классов, во-вторых, это могут быть семейные обстоятельства, может быть учитель просто не нравиться директору, однако его профессиональные навыки могут быть выше всех похвал. Так же не каждый учитель может быть заведующим кабинетом, тем более что это просто техническая должность, требующая минимум профессиональных знаний. В одном кабинете могут работать два учителя, а заведует один. Не учтены учителя, работающие в классах с детьми, отстающими в развитии, которые не могут принимать участие в олимпиадах и конкурсах, а работа с ними требует от учителя высокой степени профессионализма. Не является, с моей точки зрения, показателем квалификации педагога участие в различных комиссиях. Проведенный мной небольшой анализ по одной из образовательных должностей, должности учителя, показывает, что система аттестации требует существенной доработки. Я думаю, что было бы правильнее посоветоваться с образовательным сообществом, собрать предложения, обработать и создать систему, которая действительно отвечала бы заявленным целям – улучшению качества образования.
Н.Н. КОЛЕСОВА, председатель городской организации профсоюза работников народного образования и науки.
г. Радужный.