В образовательных учреждениях г. Владимира завершился еще один учебный год, а для руководителей учреждений наступила не менее ответственная пора - организация летнего отдыха детей, подведение итогов 2011-2012 учебного года, планирование работы и подготовка зданий к новому учебному году.
Однако при всей занятости директора школ и заведующие дошкольными образовательными учреждениями не должны забывать и о самом главном исполнителе всех планов - педагоге, соблюдении его трудовых прав и предоставлении дополнительных льгот и гарантий.
Именно об этом шла речь 27 июня на выездном семинаре руководителей образовательных учреждений г. Владимира и актива профсоюза в г. Сергиевом Посаде Московской области, организатор которого Владимирский горком Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Тема семинара «Коллективный договор как средство обеспечения прав и гарантий работников образования» выбрана не случайно, так как после заключения соглашения между управлением образования администрации г. Владимира и горкомом профсоюза на 2012 -2014 годы в коллективные договоры учреждений образования должны быть внесены изменения, устанавливающие дополнительные льготы для работников.
С докладом выступила председатель городской организации профсоюза Н.А. Волосова.
Развитие социального партнерства, защита социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза, повышение социального статуса работников образования - важнейшие вопросы деятельности городской организации профсоюза. Вступивший в силу с 1 февраля 2002 г. Трудовой кодекс РФ по сравнению с прежним законодательством сохранил и усилил правовой статус коллективного договора. Упоминания и ссылки на коллективный договор, нормы, относящиеся к коллективно-договорному регулированию, содержатся более чем в сотне статей ТК. Целый ряд его нормативных положений не может быть реализован иначе, как через механизм коллективного договора.
Надежда Александровна особое внимание уделила необходимости коллективного договора, поскольку он заключается в соответствии с законодательством Российской Федерации между работниками и работодателями в лице их представителей, регулирует социально-трудовые отношения в организации и часто необходим для нормативного обоснования действий руководителя (например, по оплате труда персонала). Как правило, заключение колдоговора оказывает положительное влияние на мотивацию труда. Люди трудятся с большей отдачей, когда видят, что руководитель считается с их мнением и интересами. Наличие коллективного договора - признак организации, заботящейся о своем кадровом потенциале. В процессе работы над проектом колдоговора у руководителя появляется уникальная возможность составить максимально точное представление о реальных интересах и потребностях работников. Заключение коллективного договора помогает наладить партнерские отношения работодателя с профсоюзом.
Колдоговор устанавливает права и гарантии, улучшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством. Работникам следует понимать, что в ситуации, существующей на рынке труда, большинство из них не сможет в одиночку получить те условия труда, которых может добиться профсоюз в процессе коллективных переговоров. Коллективный договор - главный инструмент реализации защитной функции профсоюза в образовательном учреждении, показатель эффективности работы профкома. В нем содержится механизм реализации законных прав профсоюза, что способствует его деятельности в организации.
Н.А. Волосова еще раз разъяснила основные нововведения в соглашении на 2012 - 2014 годы. Надежда Александровна обратила внимание руководителей учреждений на необходимость предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков председателю первичной профсоюзной организации - 3 календарных дня; за непрерывный стаж (свыше 15 лет) в данном учреждении - 3 дня; работникам, членам профсоюза, не имеющим в течение учебного года листков нетрудоспособности - дополнительно к ежегодному оплачиваемому отпуску 3 календарных дня. Разъяснила действие других гарантий, упомянутых в соглашении, которые должны быть включены в действующие колдоговоры.
Руководители учреждений были проинформированы о том, что в рамках социального партнерства по рекомендации городской профсоюзной организации приказом управления образования №259 к-д от 15 июня 2012 года на период с 1 апреля по 31 декабря 2012 года за социальное партнёрство в учреждениях им установлены стимулирующие выплаты. При установлении этих выплат учитывалось, в том числе, и наличие коллективного договора, заключённого с первичной профсоюзной организацией.
Участники семинара посетили Троице-Сергиеву лавру - крупнейший монастырь России, символ русского православия - основанную в середине XIV века преподобным Сергием Радонежским. На протяжении всего своего существования монастырь был важнейшим духовно-культурным центром. Архитектурный ансамбль лавры включен в 1993 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время в стенах Троице-Сергиевой лавры находятся Московская духовная академия, семинария и мужской монастырь.
Семинар завершился обсуждением вопросов реализации льгот, предусмотренных соглашением на 2012 - 2014 годы и коллективными договорами. Во многих образовательных учреждениях работникам уже предоставлены дополнительные отпуска с сохранением заработной платы, согласно положениям коллективных договоров.
Председатель городской профсоюзной организации Н.А. Волосова выразила уверенность, что социальное партнерство продолжится только в позитивном ключе, и положения коллективных договоров будут выполняться неукоснительно.
Горком профсоюза.