В адрес председателя Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов А.К. Исаева за подписью заместителя координатора профсоюзной стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заместителя председателя ФНПР Н.Н. Кузьминой отправлено письмо следующего содержания:

Уважаемый Андрей Константинович!
Рассмотрев проект федерального закона № 109059-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"» (об изменении методологии определения прожиточного минимума), внесённый Правительством Российской Федерации, сторона Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки, упомянутый проект федерального закона подготовлен в целях совершенствования методологии определения прожиточного минимума, в частности, для того чтобы (а) приблизить структуру потребительской корзины к фактическому потреблению типичного домохозяйства; (б) обеспечить соответствие порядка определения прожиточного минимума современной международной практике.
Однако, во-первых, современная международная практика достаточно разнообразна, нормативный метод определения черты бедности в ней представлен также достаточно значительно.
Во-вторых, если почти половину потребительских расходов домохозяйств составляют расходы на питание, то это показатель крайнего неблагополучия в социально-экономическом положении большинства населения страны, что необходимо преодолевать, а не законодательно закреплять. Законопроектом предлагается определять прожиточный минимум на основе нормативно-статистического метода, когда продукты питания в составе потребительской корзины определяются по нормам в натуральных объёмах, а непродовольственные товары и услуги - в соотношении со стоимостью продуктов питания. Чтобы приблизить структуру потребительской корзины к потреблению типичного домохозяйства, минимально необходимому для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в текущей социально-экономической ситуации в Российской Федерации и ориентации государства на расширение платности услуг публичного сектора экономики, стоимость продуктов питания должна составлять не более трети стоимости всей потребительской корзины, что, принимая во внимание законопроект № 109045-6 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», также внесённый в Госдуму Правительством Российской Федерации, не предполагается.
Рассматриваемый законопроект предлагает также существенные изменения в порядок установления потребительской корзины. Действующий порядок предусматривает, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Указанные методические рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации.
Предлагаемый законопроектом порядок установления потребительской корзины фактически отстраняет общероссийские объединения профсоюзов от участия в разработке потребительской корзины. В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 статьи 1 законопроекта, потребительская корзина должна разрабатываться хоть и с участием трёхсторонних комиссий, но на основе некой методики, которую неизвестно кто разрабатывает и утверждает. При этом Правительство Российской Федерации утверждает какие-то методические рекомендации по определению потребительской корзины, которые тоже неизвестно кто разрабатывает (подпункт «г» пункта 2 статьи 1 законопроекта).
Пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагаются изменения в статью 4 базового федерального закона, которая устанавливает периодичность исчисления и порядок установления величины прожиточного минимума. В настоящее время величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 4 базового закона) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Исключения, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 4 базового федерального закона, касаются периодичности исчисления и порядка установления величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.
Предлагаемое законопроектом изменение методологии определения величины прожиточного минимума в части исключения из расчёта величины прожиточного минимума данных об уровне потребительских цен на непродовольственные товары и услуги (которые растут быстрее, чем цены на продукты питания) при установлении такой величины для пенсионера по Российской Федерации в целом и в каждом субъекте Российской Федерации (подпункт «б» пункта 3 статьи 1 законопроекта), по мнению профсоюзной стороны Комиссии, приведёт к занижению величины прожиточного минимума пенсионеров, получающих социальную доплату к пенсии, предусмотренную Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Кроме того, с точки зрения назначения прожиточного минимума (статья 2 базового закона) профсоюзная сторона Комиссии обращает внимание, что прожиточный минимум - это показатель определения уровня бедности; соответственно, установление оплаты труда в рамках данной величины - это сохранение нищеты и бедности работающих людей.
На основании изложенного профсоюзная сторона Российской трёхсторонней комиссии не поддерживает внесённый Правительством Российской Федерации проект федерального закона № 109059-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"» (об изменении методологии определения прожиточного минимума).