Правительство Российской Федерации спешит провести третью за последние 10 лет пенсионную реформу. Общего решения данной реформы еще не выработано. Владимир Путин дал указания кабинету министров до 1 октября подписать и предоставить предложения по развитию пенсионной системы. Данный срок выбран не случайно, так как существующая пенсионная система имеет два серьёзных недостатка вытекающие в следующее:
1. Для граждан моложе 1966 года рождения обязательная государственная пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. Это означает, что сейчас пенсионный платеж работодателя - 22% от фонда оплаты труда - распределён на две части: на выплаты текущих пенсий (16%) и на индивидуальный накопительный счет (6%). Граждане 1966 года рождения и старше индивидуального счета не имеют, все их выплаты идут на финансирование пенсий нынешних пенсионеров, а значит, их пенсия будет состоять только из гарантированного государством пособия. Такую страховую-накопительную систему внедрили в 2002 г. Стоимость барреля нефти тогда составляла около $20, правительство не было уверено в стабильном наполнении пенсионного фонда и единственным выходом казалось развитие индивидуальных накоплений. Эта реформа дала плоды: к началу 2013 г. в накопительной системе будет 2,3 трлн. руб., из которых свыше 450 млрд. руб. размещено в негосударственных пенсионных фондах, а остальное - во Внешэкономбанке (ВЭБ). Эти деньги обесцениваются - ВЭБ вкладывает их в государственные ценные бумаги, доход которых оказывается ниже уровня регистрируемой инфляции. Государство в принудительном порядке забирает деньги и инвестирует без дохода.
Таким образом, уже к 2022 году (женщины) и к 2027 году (мужчины) мы получим пенсионеров с разным уровнем пенсий - побогаче и победнее. Причем беднее как раз те, у кого есть накопительная часть, а богаче - те, кто ничего не копил. В Минтруде посчитали, что разница в размере пенсий может составить треть. Почему так вышло?
Путин считает важным элементом своей политики индексацию пенсий, а она часто опережает инфляцию. Иными словами, страховая часть пенсии растет быстрее, чем накопительная. В Пенсионном фонде посчитали, что за последние 10 лет рост страховой части пенсии вдвое превысил рост накопительной. Опираясь на данные последней переписи населения, перспектива стать первыми «бедными» пенсионерами сейчас есть у 9,3 млн. мужчин и женщин (это те, кто родился в 1967 - 1971 гг.). Вряд ли люди к этому отнесутся равнодушно. Получится, что тот, кто ничего не копил, будет богаче, чем тот, кто копил. Государство просто вынуждено будет покрыть эту разницу, признают в правительстве. Значит, надо резервировать деньги. А это не что иное, как скрытый госдолг. В правительстве оценили, сколько потребуется денег: 2,5 трлн. руб. Дефицит ПФР и сейчас велик, но все-таки в два с лишним раза меньше - 1,1 трлн. руб.
2. Работа негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — еще одна проблема. НПФ оперируют очень большими суммами денег, но за ними фактически никто не следит. Сейчас никто из чиновников не дает гарантий, что НПФ смогут выполнить все взятые на себя обязательства.
Оценивая ситуацию, можно придти к выводу, что будущее пенсионной реформы не имеет радужной перспективы и в дальнейшем, учитывая огромный дефицит денежных средств в Пенсионном фонде, может привести к увеличению ставок на обязательное пенсионное страхование и повышение пенсионного возраста. Но есть несколько выходов из сложившейся ситуации. Первый из них и самый сложный - обуздать инфляцию и довести её до уровня ниже, чем процент по государственным ценным бумагам, это поможет накопительной части пенсии стать действительно накопительной. Второй, но не менее сложный, - принять соответствующий закон об иностранных трудовых мигрантах, который обяжет работодателей перечислять в пенсионный фонд денежные средства с зарплат трудовых мигрантов. Данная мера позволит в разы сократить дефицит денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации. Ни для кого не секрет, что не все работодатели добросовестно перечисляют средства на обязательное пенсионное страхование. Нужно отметить, что еще одним выходом из сложившейся ситуации может стать профилактическая работа с недобросовестными плательщиками взносов.
По мнению профсоюзов, государственная пенсионная система должна строиться, прежде всего, на принципах солидарности и справедливости. Недопустимо противопоставление интересов сегодняшних пенсионеров и будущего поколения, т.е. тех, кто сегодня платит в пенсионную систему.
Федерация Независимых Профсоюзов России считает, что накопительный элемент пенсионной системы должен быть как можно скорее переведен в добровольную схему, безусловно, без ущерба для сегодняшних участников этой системы. Накопительные отношения должны быть выстроены таким образом, чтобы они стали реальным подспорьем, а не угрожали балансу бюджета страны и вместе с этим – пенсиям нынешних и будущих пенсионеров. Варианты любых предложений, направленных на снижение размеров нынешней или будущей пенсии и ухудшения положения человека труда считаем категорически неприемлемыми. Пенсионная реформа должна быть направлена на улучшение условий жизни пенсионеров на основе последовательного, сопряженного с развитием экономики, роста пенсионных выплат.
Д. МАЛИНОВ, зав. отделом социально-трудовых отношений и социального партнёрства областного профобъединения.