Вторая половина 2012 года была ознаменована в здравоохранении области сразу несколькими крупными преобразованиями, реструктуризацией целого ряда служб. Коренные изменения произошли в системе оказания медицинской помощи по родовспоможению (перераспределение её объёмов между лечебными учреждениями районов и областного центра). Реорганизация крупнейших областных медучреждений за счёт присоединения к ним районных больниц и городских поликлиник, формирование новой комплексной системы оказания помощи детям с логопедическими заболевания, централизация службы переливания крови и скорой медицинской помощи.
Всё это неизбежно привело к закрытию или перепрофилированию отдельных структурных подразделений медицинских организаций г. Владимира и области, укрупнению и реорганизации последних, либо созданию на их базе учреждений нового типа, что, как правило, всегда связано с сокращением численности или штата работников.
Ещё в июле 2012 года, желая, видимо, выиграть время и ускорить дальнейшие штатные изменения, которые были запланированы в Областной станции переливания крови в рамках централизации службы, руководство учреждения встретилось с работниками тогда ещё самостоятельной Станции переливания крови г. Вязники и вручило многим из них письменные предупреждения о предстоящем сокращении их должностей. Коллективное обращение работников Вязниковской СПК заставило обком профсоюза вмешаться.
Насторожил тот факт, что уведомления о сокращении штата были выданы работникам задолго до окончания реорганизации и прекращения деятельности Вязниковской станции переливания крови как самостоятельного юридического лица руководителем учреждения, работниками которого они на тот момент ещё не являлись, то есть не их фактическим работодателем. А формально предлагаемые в этих уведомлениях вакансии вообще были взяты из штатного расписания Вязниковской ЦРБ и не имели прямого отношения к двум реорганизуемым профильным учреждениям.
По результатам проверки обоснованности действий администрации Областной станции переливания крови, обком профсоюза указал главному врачу на допущенные нарушения, после чего в корне неправильные уведомления были аннулированы, а начало первого этапа сокращения штата работников единой службы переливания крови отодвинулось на целых два месяца.
Бдительность областного комитета профсоюза, оперативное реагирование на любые поступающие от работников обращения по вопросам о возможном увольнении, а также постоянное взаимодействие в этой части с юридическим и экономическим отделами департамента здравоохранения администрации области помогли в двух лечебных учреждениях – Детском психоневрологическом санатории №2 г. Владимира и Ковровской горбольнице №2 – в самый последний момент вовсе избежать массового сокращения штата. В первом случае сокращаемые должности (в основном, педагогические) в спешном порядке, после утверждения штатной численности вновь создаваемого на базе санатория Центра патологии речи и нейрореабилитации, были по ведомости замены введены в штат нового учреждения, а сотрудники получили новые уведомления о том, что их должности будут сохранены. Во втором же учреждении первоначальный приказ руководителя о реорганизации коечного фонда, влекущий закрытие офтальмологического отделения и увольнение большей части его работников, был отменён другим приказом главного врача через месяц после издания. В результате весь персонал остался на своих местах и продолжает работать в обычном режиме.
В борьбе за справедливость обкому профсоюза помогают заложенные в областном отраслевом двустороннем соглашении нормы, определяющие критерии массового увольнения применительно для работников здравоохранения нашего региона, на закреплении которых из года в год упорно настаивает обком профсоюза. Ведь статья 82 Трудового кодекса РФ в вопросе о том, какое увольнение считать массовым, отсылает нас именно к отраслевому соглашению.
Однако донести эту истину до работодателей, для которых сокращение штата изначально является их собственной исключительной прерогативой и не предполагает никаких «излишних» согласований, а необходимость осуществления дополнительных компенсаций работникам (скажем, в случае их досрочного увольнения по сокращению) не укладывается в более чем скромный фонд зарезервированных для этого денежных средств, было не так-то просто.
Проведённые в прошлом году областным комитетом профсоюза целевые проверки по каждому факту сокращения штата работников лечебных учреждений г. Владимира и области выявили целый ряд нарушений действующего законодательства, самым вопиющим из которых было упорное игнорирование работодателями требований Трудового кодекса о необходимости не менее чем за три месяца письменно извещать профсоюзный комитет о предстоящем сокращении штата, которое потенциально может привести к массовому высвобождению работников.
В течение последних четырёх месяцев 2012 года обкому профсоюза через председателей первичных и местных профорганизаций области и лично встречаясь с руководителями, работниками кадровой и экономической службы реорганизуемых учреждений, пришлось неоднократно давать разъяснения о порядке сокращения штата и увольнения работников, а также практические рекомендации по приведению документов и самой начатой процедуры в соответствие с действующим законодательством.
Одновременно руководителям этих медицинских организаций и председателям первичек были направлены письма с подробным описанием оснований и порядка увольнения работников по сокращению штата (со ссылками на нормы закона), а также возможных негативных последствий несоблюдения всех этих требований. Ведь, как известно, любое, даже формальное, нарушение процедуры увольнения по инициативе работодателя влечёт признание такого увольнения незаконным, со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями для работников и санкциями для работодателей.
Именно указание областного комитета профсоюза на массовый характер увольнения заставило руководство Вязниковской центральной районной больницы перенести на более поздний срок расторжение трудовых договоров с работниками родильного и педиатрического отделений, подпадающих под сокращение.
Между тем самым ярким примером социально-экономической защиты работников в условиях проводимого сокращения штатной численности организаций здравоохранения стала выплата сокращаемым работникам сразу нескольких учреждений области, в том числе Детской городской поликлиники №2 г. Владимира, Областной детской клинической больницы и Научно-Практического центра специализированных видов медицинской помощи (всего более 80-ти человек), при их увольнении до истечения трёхмесячного срока извещения профкома, наряду с другими гарантированными выплатами, дополнительной компенсации в размере среднего заработка пропорционально оставшемуся недоработанному времени. Это было главное неотступное требование областного комитета профсоюза в диалоге с работодателями, основное условие восстановления непреднамеренно нарушенных трудовых прав работников.
Общая сумма дополнительно полученной работниками, благодаря обкому профсоюза, денежной компенсации превысила полтора миллиона рублей.
Часть преобразований в структуре и штатной численности медицинских организаций области в настоящее время продолжается. На контроле обкома профсоюза сегодня находится ещё несколько учреждений, где также начато или планируется сокращение штата работников – от «упразднения» единичных сверхштатных должностей (в детском инфекционном отделении Городской больницы №2 г. Владимира) до сокращения большей части отделения в пользу открытия нового, узкоспециализированного (например, по оказанию паллиативной помощи неизлечимо больным в Горбольнице №6 г. Владимира). Отдельной строкой в плане мероприятий профсоюзного контроля стоит выведение из состава учреждений здравоохранения так называемых «социальных коек», или коек сестринского ухода, в связи с прекращением их финансирования из местного бюджета, что на практике предполагает сокращение штатных должностей обслуживающих их средних и младших медработников.
2013 год поставил перед руководителями лечебных учреждений новые задачи: по существенному сокращению коечного фонда организаций и их подразделений стационарного типа, а также минимизации «неэффективных» расходов бюджетных средств, к которым относятся, в том числе, расходы на содержание немедицинского персонала. Изменений требуют и действующие на территории области федеральные и региональные программы совершенствования порядка оказания населению отдельных видов медицинской помощи.
Это означает, что и других масштабных реструктуризаций, других (возможно, массовых) сокращений нам не избежать. И областной комитет профсоюза, как всегда, будет «держать руку на пульсе», для того чтобы и эти новые шаги модернизации отрасли прошли максимально безболезненно для работников.
Что, впрочем, нисколько не умаляет роли председателей и выборных профорганов первичного звена в обеспечении соблюдения правых норм при сокращении штатной численности лечебных учреждений, не снимает с них ответственности за судьбу каждого отдельно взятого члена профсоюза.
Анастасия ГАВРИЛОВА, правовой инспектор труда ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ по Владимирской области.