Закон «Об образовании в Российской Федерации», несомненно, был нужен. Изменились и экономические, и общественные условия. А образование не может и не должно развиваться в отрыве от экономики и общественных интересов.
В то же время закон слишком объемный (425 страниц). Многие положения изложены тяжеловесными фразами, трудны для восприятия, напоминают научный трактат.
Профсоюз работников народного образования и науки РФ был заинтересованным участником в разработке законопроекта. Направил более 10 вариантов замечаний и предложений. Около 60 предложений в той или иной степени были учтены. Иногда – не без нажима. Профсоюз объявлял акции в поддержку своих требований. В целом по России было собрано около 1 млн. 100 тыс. подписей работников образования и направлено в федеральные органы власти свыше 44 тысяч телеграмм. В нашей области под требованиями профсоюза подписались более 7 тыс. работников.
Представители областной организации профсоюза при содействии Законодательного Собрания области участвовали в 2-х из 3-х парламентских слушаний по законопроекту (в Государственной Думе и Совете Федерации).
Еще задолго до разработки проекта закона профсоюз настойчиво выступал против непродуманных действий в отношении сельских школ: большинство из них, как известно, являются малокомплектными.
Профсоюз в числе первых организаций заговорил о неблагополучии с обеспечением детей дошкольным образованием, о нищенском существовании работников дошкольных учреждений. В свое время предложения профсоюза вошли в рекомендации Всероссийского съезда учителей, Всероссийского собрания по проблемам дошкольного образования. В период разработки проекта ФЗ «Об образовании» велась интенсивная работа в комитете ГД по образованию, в Российской 3-сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Обращались мы и за поддержкой наших предложений к депутатам ГД от нашей области.
В то, что по ФЗ «Об образовании» улучшится финансовое обеспечение малокомплектных сельских школ, внес лепту и профсоюз. Теперь в нормативных затратах на оказание образовательных услуг малокомплектными школами сельской местности должны предусматриваться затраты, не зависящие от количества обучающихся. И второе. Несмотря на упорное сопротивление депутатов ГД и Правительства РФ, в законе предусмотрен учет мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации и ликвидации школы, расположенной в сельском поселении.
Несколько лучше будет ситуация с зарплатой педагогических работников дошкольных учреждений: с 1 января 2014 года средства на финансирование их зарплат будут выделяться из областного бюджета.
В нашей области уже в этом году оказывается финансовая помощь муниципалитетам из областного бюджета на доведение средней зарплаты педработников ДОУ до средней в общем образовании, т.е. в школах.
В среднем она должна быть 15827 рублей. На эти цели из областного бюджета выделено 470962,8 тыс. руб. К сожалению, в этот расчет входит работа и на полторы и на две ставки.
Не сдвигается с места вопрос об увеличении МРОТ. А такую зарплату получает большинство обслуживающего персонала. МРОТ регулируется другим федеральным законом, а добиться увеличения на областном уровне, несмотря на все наши усилия, пока не удается.
Еще на раннем периоде разработки проекта закона удалось договориться об исключении ст. 48 положения о материальной ответственности учителей и образовательного учреждения за некачественные результаты обучения. Может быть, материальная ответственность за качество продукта в какой-то степени возможна в производственной сфере. И то, надо сказать, качество детали зависит и от качества материала. А обучение вообще-то обоюдный процесс. Конечно, речь вовсе не идет о снятии ответственности с педагога. Но достигаться это должно другими средствами.
И не могу не сказать о том, что ряд очень важных положений закона был принят только благодаря проведению всероссийского пикета Госдумы 7 декабря 2012 года, когда уже закон был рассмотрен во 2-м чтении. Это закрепление принципа установления оплаты труда педагогических работников общего, дошкольного и дополнительного образования не ниже 100% средней зарплаты в экономике, а преподавателей вузов – 200%.
Предусмотрено установление размеров должностных окладов по должностям научно-педагогических работников вузов с включением в них надбавок за ученые степени и по должностям. До 3-го чтения закона их предполагалось отменить.
В новом законе, как и в прежнем, оставлено право педработников, проживающих и работающих в сельской местности, на компенсации расходов на жилье и комуслуги, права педагогических работников на досрочное назначение трудовой пенсии, на повышение квалификации (по настоянию профсоюза – не реже 1 раза в течение 3-х лет). Это право работника. Некоторые педагоги не поняли, почему профсоюз потребовал записать в закон это условие. Уже сейчас, а в ближайшем будущем в более ускоренном темпе в образовании внедряются новые технологии. Педагог должен быстро их осваивать и применять. Вот ему и дается право вовремя получить квалифицированную помощь.
А в чем может быть затруднение? В отсутствии средств на эти цели в учреждении.
В некоторых муниципалитетах и сейчас хронически не хватает на эти цели средств. Накапливается задолженность перед педагогами на командировочные расходы. Деньги в муниципалитетах, а ответственный - руководитель учреждения. В ФЗ закреплены меры социальной поддержки и стимулирования студентов, в т.ч. порядок установления стипендий, платы за проживание в общежитии и пользование коммунальными услугами.
И в то же время принятие Закона «Об образовании» потребует внесения изменений в большое количество других законов. И в этом – большое опасение, что ряд гарантий будет снижен.
Сейчас разрабатывается стратегия пенсионного обеспечения в целом по России. К 1 июля этого года планируется принять новый закон. Нас очень тревожит возможность снижения гарантий по досрочной пенсии педагогов. Профсоюзы бюджетных сфер ведут постоянные переговоры с соответствующими органами власти. Обращались дважды к Президенту РФ.
Беспокоят возможные, на наш взгляд, изменения нормы рабочего времени. И хотя право педагогов на сокращенную норму рабочего времени закреплено в новом законе об образовании, но четкой регламентации учебной и внеучебной работы нет. Сейчас у учителей норма - 18 часов в неделю за ставку.
В общем, надо «держать руку на пульсе», чтобы не получить неприятных сюрпризов. А может быть при недостижении договоренности по принципиальным проблемам прибегать к коллективным действиям. Этого бы очень не хотелось, т.к. в образовании и без того много проблем.
Л.В. КИРЯЧКОВА, председатель областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.