Нам, потребителям жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), необходимо знать не только свои права, но и то, как их защищать.
При предоставлении ЖКУ ненадлежащего качества или если перерывы в их предоставлении превысили установленную продолжительность, граждане имеют право на изменение размера платы за них.
Для этого, прежде всего, необходимо установить факт непредоставления или факт предоставления жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Гражданин должен сразу же известить управляющую организацию или ее аварийно-диспетчерскую службу о том, что у него в квартире ЖКУ оказываются ненадлежащим образом или какие-нибудь услуги не предоставлены (например, температура воздуха в квартире ниже 18С, более суток отсутствует холодная вода).
Это можно сделать, подав заявление в управляющую организацию в письменной форме в двух экземплярах, один из которых с входящим номером остается у гражданина. Также можно позвонить по телефону в аварийно-диспетчерскую службу. При этом диспетчер обязан зарегистрировать данное обращение и сообщить номер заявки в журнале и свою фамилию. Управляющая (обслуживающая) организация в случае, если причина предоставления ЖКУ ненадлежащего качества неизвестна, должна согласовать время и дату проверки по данному факту.
По результатам проверки представителем управляющей (обслуживающей) организации составляется акт обследования в двух экземплярах (один экземпляр остается у гражданина). Акт обследования должен быть подписан представителем управляющей организации и жильцом квартиры. В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления жилищно-коммунальных услуг или предоставления ЖКУ ненадлежащего качества. Именно акт обследования будет являться одним из оснований для произведения перерасчета платы за услугу, а также взыскания неустойки за нарушение исполнителем своих обязательств.
Следует отметить, что датой начала непредоставления жилищно-коммунальных услуг или предоставления ЖКУ ненадлежащего качества считается время подачи заявки потребителем в аварийно-диспетчерскую службу. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть также подтвержден актом, составленным управляющей (ресурсоснабжающей) организацией (например, в случае производства работ на наружных инженерных сетях).
По окончании периода непредоставления или предоставления услуг ненадлежащего качества снова должен быть составлен Акт о произведенных работах по устранению недостатков предоставления ЖКУ. Акт подписывается обеими сторонами, копия выдается гражданину по его требованию.
В случае если управляющая организация не производит перерасчет за предоставление ЖКУ ненадлежащего качества, потребитель имеет право подать претензию.
Претензия исполнителю услуг составляется в письменном виде в 2-х экземплярах.
Если претензия подана лично, то один экземпляр обязательно остается у потребителя. Для контроля сроков рассмотрения обращения представитель исполнителя, регистрирующий жалобу, проставляет на вашем экземпляре дату получения, входящий номер, должность, подпись и расшифровку подписи.
Претензия, подаваемая по почте, обязательно направляется заказным письмом с уведомлением в одном экземпляре. Она будет считаться полученной в тот день, который указан в уведомлении о вручении. Не лишним будет убедиться, что работник почты указал при оформлении квитанции правильное название организации и ее точный адрес.
Следует иметь в виду, что обязательным документом, прилагаемым к претензии, будет являться акт о непредоставлении или предоставлении ЖКУ ненадлежащего качества (другими словами - акт проверки качества жилищно-коммунальных услуг).
Имейте в виду, что в претензии надо указать свою фамилию, имя, отчество, адрес, сведения о не предоставленной или предоставленной жилищно-коммунальной услуге ненадлежащего качества, срок устранения недостатков и выдвинуть одно из требований, которое вы предъявляете исполнителю. Об этом я расскажу в следующей статье.
И. КУРБАТОВ, заведующий отделом профсоюзного имущества областного профобъединения.