Закон РФ «О защите прав потребителей» действует в отношении жилищно-коммунальных услуг, оказываемых потребителям соответствующими службами или организациями, даже если гражданин состоит в них на основе членства.
В случае выполнения работы (оказания услуги) ненадлежащим образом, право выбора требования принадлежит потребителю (пункт 1 статьи 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Так, потребитель вправе потребовать от исполнителя осуществления одного из следующих действий:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Незамедлительно удовлетворить любое из этих требований бывает невозможно, поэтому закон установил сроки их исполнения.
Если потребитель настаивает на устранении недостатков работы (услуги) – на это исполнителю дается столько дней, сколько определил сам потребитель. Указанный срок должен быть разумным (например, 9 дней), чтобы исполнителю действительно удалось исправить все недостатки. Прежде, чем самостоятельно устанавливать такой срок, обратитесь к договору управления многоквартирным домом: возможно, что срок указан в нем.
Законодателем установлен 10-дневный срок выполнения следующих требований потребителя:
- уменьшение цены за выполненную работу (оказанную услугу);
- возмещение расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Указанный срок начинает исчисляться со дня предъявления соответствующего требования.
В случае, если оговоренный срок все же был нарушен, гражданин-потребитель вправе, написав соответствующее заявление исполнителю, изменить свое требование на другое, а также по пункту 5 статьи 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребовать выплаты неустойки (пени) в размере 3% от цены выполнения работы (оказания услуги) за каждый день (час, если срок определён в часах) просрочки, полного возмещения убытков, причиненных вследствие выполнения работы. Неустойка не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги), и право ее уменьшения принадлежит только суду. Требования о возмещении убытков и уплаты неустойки (пени) могут быть удовлетворены в досудебном порядке. Удовлетворение же требования о компенсации морального вреда подведомственно только суду.
Гражданину-потребителю на основании Закона «О защите прав потребителей» предоставлено право на компенсацию морального вреда со стороны предприятия, оказывающего услуги, выполняющего работы и т.д.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статья же 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.
И. КУРБАТОВ, заведующий отделом профсоюзного имущества областного профобъединения.