Главная фигура в учреждении образования – ученик, воспитанник. Но обеспечивает обучение и воспитание – работник образования. Поэтому нельзя не говорить об условиях его работы и жизни.
Целесообразно, по нашему мнению, акцентировать внимание и высказать мнение по некоторым проблемам, которые обсуждаются сегодня Профсоюзом работников образования и науки РФ и областной организацией.
В области оплаты труда.
1. МРОТ должен быть доведен до прожиточного минимума не в 201 8г., как планируют федеральные власти, а хотя бы к 2016 г. и с выплатой компенсационных и стимулирующих свыше этого размера. При существующем положении нельзя преодолеть «вымывание» младшего обслуживающего персонала из образовательных учреждений, и избежать в ряде случаев нарушений финансовой дисциплины со стороны руководителей, т.к. с них спрос вплоть до штрафов за обеспечение условий для обучающихся и воспитанников.
2. Базовые оклады и ставки по профессиональным квалификационным группам образования должны быть приняты на федеральном уровне – как гарантия минимальной оплаты за равный труд.
Мы считаем, в области необходимо продолжить работу над повышением базового оклада педработников. С 2008 г. он увеличился с 3380 руб. до 4611 руб., т.е. на 27%. Но даже с 25% надбавкой специалистам со стажем до 3-х лет он не дотягивает до прожиточного минимума. Не каждый молодой специалист может быстро адаптироваться, взять большую учебную нагрузку, при этом качественно работать и получать существенные стимулирующие доплаты.
Да и в кризисные периоды, как это было в некоторых муниципальных образованиях в 2010 г., с трудом удалось удержать стимулирующие выплаты в установленных размерах, т.к. они не входят в гарантированную часть оплаты труда. И только поддержка департамента финансов администрации области не позволила привести к серьезным конфликтам.
К сожалению, принятые меры по зарплате пока не делают престижной профессию педагога на рынке труда. Об этом свидетельствует процент трудоустройства выпускников педагогических специальностей: в 2012 и 2013 годах он по-прежнему составляет немногим более половины выпуска.
Не решен до конца вопрос с выплатой «подъемных» молодым специалистам. Опрос молодых педагогов, проведенный обкомом в начале этого года в рамках областного профсоюзного конкурса, показал, как они пишут, «сумма подъемных должна быть такова, чтобы можно было приобрести компьютер с доступным Интернетом, необходимую литературу и одежду». Областная организация вносила ряд предложений по льготам в проект областного закона «Об образовании», в т.ч. о «подъемных». Нам из Законодательного Собрания официально ответили, что предложения учтены. Каково же было наше удивление, когда только одно предложение вошло в закон. В нашей практике взаимодействий никогда такого не было. Хорошо хотя бы то, что льготы сохранены в областном законе №120.
Но к вопросу о закреплении в областном законе положения о выплате «подъемных» надо вернуться.
3. Дошкольное образование.
В проекте областного бюджета на 2014 г., который сейчас формируется, из областного бюджета предусматривается финансирование зарплаты только педагогических работников и административно-управленческого аппарата (руководителей), остальных работников – из местных бюджетов.
У Общероссийского Профсоюза работников народного образования и науки иная точка зрения. Она основана на анализе положений следующих законов: «Об образовании в РФ» №273 (ст.1 и 9), ФЗ №185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также ранее принятых ФЗ №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. (п.11 части 1 статьи 15) и ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. (п.13 части 1 ст.16).
Из положений этих законов следует, что с 1 января 2014 г. финансирование оплаты труда всех без исключения работников должно производиться из бюджетов субъекта РФ.
К тому же квалификационные характеристики по некоторым должностям обслуживающего персонала (а они утверждены в 2010 г. Минсоцздравразвития) предусматривают, например, по должности «помощник воспитателя», «младший воспитатель» обязанности по проведению мероприятий, способствующих психофизическому развитию воспитанников, участию в работе по профилактике отклоняющегося поведения и т.д. и знание законов или иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность, основы педагогики, психологии, возрастной физиологии. А это уже не присмотр и уход.
Мы предлагаем внимательно рассмотреть эту проблему, тем более что эта позиция с обкомом профсоюза не была согласована, хотя одним из условий областных Соглашений является предварительное согласование всех проектов документов, затрагивающих социально-трудовые и профессиональные интересы работников образования. Прежде так и было.
Об эффективном контракте.
Понятие «эффективный контракт» формально не изменяет правовую суть действующего трудового договора.
Но в предлагаемом содержании четко прослеживается нарастание интенсивности труда работников образования, а с другой стороны - отставание как критериев, так и практики объективной оценки труда.
Распоряжение Правительства от 26.11.2012 №2190-Р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования оплаты труда...» и методические рекомендации Минобрнауки предусматривают введение прозрачного механизма оплаты труда и привлечение профсоюзных организаций.
В области накоплен некоторый опыт. Мы обсуждали его на совместном семинаре руководителей органов управления образования и председателей рай(гор)организаций в 2012 г., выработали и направили рекомендации.
Однако практика свидетельствует не только об отсутствии полноценной системы и объективности, но и наличии грубейших нарушений руководителей при установлении и распределении стимулирующих выплат.
Нет надлежащего контроля и со стороны первичных профсоюзных организаций в учреждениях. Но надо помнить, что все председатели – не освобожденные работники, а учителя и воспитатели. Недальновидные руководители пользуются этим и нередко не считаются с мнением председателя «первички», а наиболее активных ущемляют в правах по основной работе.
Думаю, что руководители всех уровней должны сознавать, что при грамотном взаимодействии с профсоюзными организациями, а с другой стороны - принципиальной позиции председателей можно добиться соблюдения нормативных документов в этом вопросе, улучшения морального климата в коллективах, результатов работы и не давать поводов для вмешательства инспекции труда и прокуратуры.
Следует сказать ещё о двух проблемах, с которыми педагоги столкнутся в ближайшее время.
Первая. В ускоренном темпе разрабатываются и обсуждаются профессиональные стандарты педагогических работников. Правила их разработки, утверждения и применения установлены постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.
Введение профессиональных стандартов будет иметь колоссальное значение для педагогов. Серьезно расширяются трудовые функции, к выполнению которых учитель (педагог) может быть объективно неготовым, а значит, иметь потери в заработной плате, не исключено – и потерю работы.
Центральный Совет Профсоюза работников народного образования и науки РФ ведет постоянную работу с Минобрнауки и Минтруда, внося предложения как по процедуре подготовки макетов профессиональный стандартов, наличию несоответствий с действующим законодательством, необходимости продления сроков разработки и поэтапному их введению в течение 3-4-х лет. А руководителям учреждений, организаторам системы образования, профсоюзным организациям системы образования необходимо уже сейчас предусматривать дополнительные меры по повышению квалификации и переподготовке педагогов. И добиваться, чтобы на это были соответствующие средства.
Второй момент.
Не секрет, что одним из факторов закрепления педагогических кадров в отрасли является назначение досрочной пенсии как компенсации за преждевременное старение организма, а на практике - прибавки к низкой зарплате после 25 лет работы.
Подходы, которые предлагает Минтруд по реформированию досрочных пенсий, не учитывают интенсивность, степень напряженности труда педагогических работников, вызванную спецификой работы с детьми, постоянными реформами, ведущими к повышению требований к педагогам, которые приводят к негативным изменениям в психофизическом и эмоциональном состоянии их здоровья.
Центральный совет профсоюза договорился с Российским национальным исследовательским университетом им. Пирогова о проведении мониторинга по исследованию состояния здоровья, условий труда и образа жизни педагогов с целью выявления факторов риска и отстаиванию прав педагогов на досрочную пенсию.
Требования к системе образования и ее работникам возрастают быстрыми темпами.
По большинству проблем профсоюз образования ведет постоянную напряженную работу с органами власти и управления.
Л. КИРЯЧКОВА, председатель областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.