9 октября на заседании Совета областного объединения организаций профсоюзов рассматривался вопрос о выполнении областного трехстороннего Соглашения по регулированию социально-трудовых отношений.
В связи с этим я хотела бы поделиться своими мыслями по поводу процессов, которые прошли у нас в Российской Федерации в связи с принятием нового Трудового кодекса в 2002 году, и каким образом они отразились в сфере социального партнерства.
Трудовому кодексу более 10 лет. Я считаю, что введение нового ТК показало спад интереса государства к проблемам социально-трудовых отношений. Хотя он и компенсирован введением нового раздела «Социальное партнерство в сфере труда».
Как известно, сторонами социального партнерства являются работники и работодатели.
Представителями работников, как правило, являются профессиональные союзы. Интересы работодателя представляет руководитель организации.
В статье 24 ТК РФ закреплены основные принципы социального партнерства, вытекающие из общепризнанных норм международного права, и первым пунктом предусмотрено равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон социального партнерства.
Из этого следует, что работник и работодатель признаются партнерами, т.е. равными. При этом работнику предлагается самостоятельно урегулировать социально-трудовые отношения с работодателем (через профсоюзы или самостоятельно, т.е. в индивидуальном порядке).
Трудовой кодекс закрепил также права, методы и форму работы. Государство, по сути, переложило свои обязанности на профсоюзы, за исключением бюджетных организаций. В связи с этим возросла роль коллективного договора.
Что же произошло за эти 10 лет?
У нас в области ситуация такая: где есть первичные профорганизации – там на 87% предприятий заключены коллективные договоры (это нормально). Но, если взять от общего количества организаций, в нашем регионе только 5% заключенных колдоговоров.
Несмотря на предложения профсоюзов обязать работодателя заключать коллективный договор – эта норма так и не подтверждена законом. А нет колдоговора – нет и социального партнерства, нет и равенства сторон трудовых отношений. По собственной инициативе работодатель не спешит брать на себя обязательства, а работники, где нет профорганизации или состоит в ней меньше 50% работающих, не могут выступать инициаторами переговоров по заключению коллективного договора.
Кроме того, не урегулирован вопрос взаимодействия профсоюзов с собственниками. Работодатель не полномочен принимать решения по многим вопросам распределения прибыли.
И самое главное – так и не решен вопрос о минимальном размере оплаты труда.
Кажется, что государство должно быть заинтересовано в цивилизованных трудовых отношениях: это «белая зарплата», а значит, налоги и отчисления во внебюджетные фонды.
Рыночные отношения! Но рынок не может существовать без рынка труда, а рыночная экономика – без применения этого труда. Можно сказать, что сфера труда является основой экономики. А все остальное зависит от эффективности его применения.
Вот все это и создает почву для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности. И самая большая опасность – это попытка бизнеса серьезно деформировать трудовые отношения и ликвидировать профсоюзы.
Думаю, реализация социального партнерства в том виде, в котором предполагалось, еще впереди. И если 10 лет назад предложено социальное партнерство, то сегодня пришло время внести изменения в ТК РФ, закрепляющие не на словах, а на деле участие в процессе формирования социально-трудовых отношений.
Надо ясно осознать, что кроме экономических, политических причин возникновения социального партнерства, должны быть еще и идеологические причины: это рост культурного уровня населения, осознание единства, опасность насильственных способов решения любых вопросов, а самое главное - дисциплина труда.
Т. КУЗНЕЦОВА, председатель областной организации Всероссийского «Электропрофсоюза».