9 октября состоялось IX заседание Совета Владимирского областного объединения организаций профсоюзов.
По основному вопросу «Об итогах выполнения трёхстороннего Соглашения с администрацией Владимирской области по регулированию социально-трудовых отношений в 2013 году и задачах профсоюзов по общественному мониторингу достижений в регионе, поставленных Президентом РФ, конкретных целевых показателей уровня жизни населения, здоровья граждан, повышения заработной платы работников бюджетной сферы» с докладом выступила председатель областного объединения организаций профсоюзов Н.А. Сухарникова.
Надежда Александровна отметила, что выполнение областного трехстороннего соглашения в первом полугодии 2013 года проходило в рамках проводимой социальной политики, направленной на повышение денежных доходов населения, обеспечение роста реальной заработной платы и восстановление ее роли в мотивации квалифицированного труда.
С приходом нового губернатора вопросы, поднимаемые профсоюзами, стали чаще рассматриваться не только на заседаниях трехсторонней комиссии, но и на совещаниях, заседаниях координационных и общественных советов.
В результате действий сторон соглашения в регионе прослеживается положительная динамика основных социально-экономических показателей.
Однако наблюдается спад индекса промышленного производства, его показатель составил 97,4% к аналогичному периоду 2012 года.
Одним из основных условий трехстороннего соглашения является рост оплаты труда, доходов и уровня жизни населения. Эти вопросы – самая актуальная проблема для профсоюзов.
Стороны совместно принимали меры по обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы, стипендий, пособий, а также перечислению страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды.
По данным статистики, на 1 июля 2013 года во Владимирской области задолженность по заработной плате имелась в 3 организациях. Сумма долга составила 9,4 млн. рублей. Заработная плата не выплачена около 500 работникам. Основная причина задолженности – отсутствие собственных средств организаций. Однако по данным ГИТ задолженность по зарплате имеют 10 организаций региона. Общая задолженность составляет около 20 млн. рублей. В этих организациях нет первичных профорганизаций.
Нерешенным остается вопрос о минимальной зарплате. В нашем регионе она ниже, чем во многих субъектах Центрального федерального округа.
Взаимодействие сторон областного трёхстороннего соглашения в отчетном периоде было направлено на доведение средней заработной платы в области до уровня не менее трехкратного размера прожиточного минимума на душу населения. Пока же среднемесячная зарплата в регионе за январь-май 2013 года составила 19052 рубля, что на 1813 руб. меньше трехкратного прожиточного минимума на душу населения.
Повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в рамках выполнения Указов Президента РФ рассматривались сторонами социального партнерства на заседании трехсторонней комиссии в июне текущего года. Было отмечено значительное отставание уровня зарплаты педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, педработников учреждений дополнительного образования детей, младшего и среднего медицинского персонала организаций здравоохранения, работников учреждений культуры.
Следует отметить, что со стороны работодателей небюджетного сектора экономики имелись случаи нарушения соглашения в части обеспечения индексации заработной платы в соответствии с ростом индекса цен, а также установления доли тарифной части зарплаты на уровне не ниже 60% от общего её размера.
В рамках выполнения четвертого раздела Соглашения «Социальная защита населения» профсоюзы осуществляют работу в основном через коллективные договоры.
Стороны совместно предусматривают обязательства, направленные на предоставление социальных льгот или материальной поддержки работникам, членам их семей, ветеранам, при уходе на пенсию, многодетным семьям, при рождении ребенка, находящимся в отпуске по уходу за детьми. Как положительное, следует отметить, что на возмещение стоимости путевок в оздоровительные лагеря и на санаторно-курортное лечение детей выделяются средства со стороны профсоюзов и работодателей.
При активном участии профсоюзов проводятся конкурсы профессионального мастерства, ежегодно подводятся итоги конкурса на звание «Мастер земли Владимирской», оформляется областная Галерея Славы.
Областными организациями профсоюзов, особенно бюджетной сферы, осуществлялся общественный контроль за исполнением майских Указов Президента.
Так, областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ совместно с департаментом образования провела обсуждение проблем повышения заработной платы работников. Достигнута договоренность о повышении зарплаты воспитателей детских дошкольных учреждений за счет введения коэффициента специфики в должностной оклад при доведении их средней зарплаты до средней педработников, реализующих программы общего образования.
Однако не удалось согласовать повышение базового оклада педагогических работников, который в настоящее время составляет 4064 рубля. В рамках выполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» заработная плата педагогических работников доводится до установленных показателей в основном за счет стимулирующих выплат. При этом доля должностного оклада в общем размере заработной платы низка. Так, при средней заработной плате педагогических работников в общеобразовательных учреждениях 21-22 тыс. рублей размер должностного оклада учителя с высшей квалификационной категорией составляет 9770,2 рублей. Даже при общеобластном показателе педагогической нагрузки 1,29 размер должностного оклада равен 55% в объеме средней заработной платы. Чтобы исправить ситуацию, целесообразно на первом этапе увеличить базовый оклад до МРОТ, а затем поэтапно до прожиточного минимума. Также требует корректировки система оплаты труда в образовании, введенная с 1 сентября 2008 года.
В ходе реализации Программы модернизации здравоохранения обком Профсоюза работников здравоохранения РФ планомерно добивался индексации оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения через повышение базовых окладов трижды за 2011-2012 годы, дополнения перечня учреждений – получателей средств по Программе модернизации (так, например, в перечень внесена Мстёрская районная больница), расширения Перечня специалистов амбулаторно-поликлинической службы и стационарного звена, имеющих право на дополнительные денежные выплаты по Программе модернизации (в списки внесены логопеды, биологи, медицинские психологи, акушеры-гинекологи и средний медицинский персонал, работающий со специалистами), выплаты дополнительных денежных компенсаций работникам реорганизуемых учреждений, попавшим под сокращение.
Кроме того, обком профсоюза направлял мотивированные предложения по выделению из бюджета области дополнительного финансирования на повышение уровня оплаты труда работников, занятых оказанием специализированных видов медицинской помощи и не вошедших в Программу модернизации, в частности, противотуберкулезной службы.
В области ведется постоянная работа сторон социального партнерства по достижению в регионе поставленных Президентом РФ задач. Однако, в настоящее время, стороной администрации нарушается соглашение в части соблюдения государственных гарантий по оплате труда, установленных трудовым законодательством. Так в нарушение статьи 10 Закона Владимирской области от 01.12.2004 №215-ОЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета», индексация заработной платы работников госучреждений, финансируемых из областного бюджета, не планируется.
В прениях по докладу выступили председатель областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Л.В. Кирячкова и председатель первичной профорганизации ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод» В.К. Хвалов.
По вопросу «О реализации стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года и выполнении майских Указов Президента России 2012 года по качественному улучшению жизни граждан» выступили и ответили на вопросы: председатель комитета по социальной политике администрации области А.П. Чернышёв, директор департамента здравоохранения А.В. Кирюхин, заместитель директора департамента по труду и занятости населения Е.Ю. Целяпина, начальник отдела экономического анализа, планирования и финансирования департамента образования Е.В. Калайкова. 
По вопросу «О координации деятельности молодёжных советов (комиссий) членских организаций профобъединения в сфере молодёжной политики» выступил председатель молодёжного совета профобъединения М.С. Фабриков.
Подготовила М. ПРИБЫЛОВА.