Выступление на заседании Совета областного объединения организаций профсоюзов
Длительная практика социального партнерства как на уровне соглашения между Советом областного объединения организаций профсоюзов, администрацией Владимирской области и Президиумом Ассоциации работодателей и товаропроизводителей, так и отраслевого соглашения с департаментом образования бесспорно приносит положительные результаты.
Но жизнь сейчас настолько динамична, что некоторые условия соглашения устаревают, появляются новые проблемы, которые желательно бы урегулировать.
Например, в разделе 11 областного трёхстороннего соглашения в рекомендациях муниципалитетам (п.2.5) отмечено: «Шире использовать механизм стимулирования выплат за результативность и качество труда для повышения уровня заработной платы работников бюджетной сферы, предусматривая бюджетные средства на стимулирующие выплаты не ниже уровня, установленного нормативными правовыми актами Владимирской области».
Но ситуация по заработной плате складывается по-другому.
В связи с приравниванием зарплаты педагогов к средней по региону, в объеме ФОТ падает доля гарантированной части зарплаты.
В июне средняя зарплата учителя составила 22426 руб., а фиксированная часть (с учебной нагрузкой 1,29, со всеми коэффициентами должностного оклада) составляет 55%.
В июле средняя зарплата - 21424 руб., а гарантированная часть – 59%.
Доля базового оклада и того ниже – 20-25% (4046руб.).
А на стимулирующие выплаты безоговорочно планируются не менее 30%.
Эту проблему в очередной раз озвучила учительница на встрече в профобъединении с С.Ю. Орловой.
Переговоры с департаментом по поручению губернатора к полному решению проблемы не привели.
Понимая сложности с бюджетом области (хотя в целом в стране их не хочется понимать), мы предложили: при существующем ФОТ снизить долю стимулирующих выплат, а увеличить базовые оклады. Но это предложение положительно не было воспринято.
Меры, принятые по повышению зарплаты, к сожалению, не сделали профессию педагога престижной на рынке труда.
Правильно сказал на митинге 7 октября председатель профорганизации работников и студентов ВлГУ М.С. Фабриков, что когда выпускнику педагогической специальности говорят, что его оклад 4064руб., дальше продолжать речь о надбавках не имеет смысла. Вот и устраивается по специальности только половина выпускников педколледжей, а выпускников вузов - еще меньше.
Еще один пример. По новому ФЗ «Об образовании» разграничены источники финансирования заработной платы разных категорий работников ДОУ: или из бюджета субъекта, или муниципалитета. По некоторым должностям возникли разногласия: младшие воспитатели были отнесены к должностям, осуществляющим присмотр и уход, и их зарплата должна финансироваться из муниципальных бюджетов. А согласно квалификационным характеристикам, которые утверждены Правительством РФ, в их обязанности входит оказание услуг по образованию, а следовательно, по ФЗ «Об образовании» зарплата должна финансироваться из областного бюджета. Здесь мы эту проблему не решили.
Кстати, через неделю после переговоров в департаменте образования на всероссийском совещании, которое проводили Минобрнауки и ЦС профсоюза для руководителей субъектов в сфере образования и председателей региональных профорганизаций, по обеим этим проблемам ответ был дан положительный.
У меня предложение: при подведении итогов соглашения в конце каждого года (соглашение заключается на 3 года) не только подводить итоги выполнения, но и рассматривать изменения в соглашение, которые может вносить любая из 3-х сторон. Обсуждение в таком составе будет более конструктивным. Да и правовой департамент администрации Владимирской области вникнет в проблемы более компетентно, и этим будут предотвращены обращения в суды. А по зарплатам младших воспитателей, если не изменить источник финансирования, могут возникнуть многочисленные судебные иски. Обком профсоюза судился вплоть до Верховного Суда, правда, с Законодательным Собранием, а не с администрацией области. Суд встал на нашу сторону. Но все равно обкому это не доставило большого удовольствия, да и Законодательному Собранию – тоже. Наверное, решать проблемы лучше здесь.
Следующее. Надо немедленно вводить региональный МРОТ в бюджетной сфере, не ждать социальных всплесков. Когда однажды работники образования поехали перекрывать «пекинку», то не управленцы побежали их отговаривать, а мы с председателем горкома профсоюза. Не дай бог, если такое повторится.
Хотелось бы также еще раз заострить внимание на необходимости обязательного предварительного согласования документов и предложений, которые затрагивают социально-экономические интересы и трудовые права работников, с обкомом профсоюза, как этого требуют соглашения. А документов сейчас в связи с реализацией нового ФЗ «Об образовании» будет немало.
И последнее. Когда профсоюзные организации настойчиво отстаивают права работников, отдельные руководители органов управления образования позволяют грубое вмешательство в деятельность коллегиальных органов и руководителей профсоюзных организаций.
И правильно, что на внеочередном съезде ФНПР наряду с очень острыми вопросами, связанными с наступлением государства на жизненно важные права народа, предполагается внести изменения в Устав, в т.ч. по защите профсоюзов от вмешательства в их деятельность.
Может быть, и наш обком, изучив действия некоторых управленцев против обкома профсоюза, пополнит фактический материал съезда ФНПР по этому вопросу.
Л.В. КИРЯЧКОВА, председатель областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.