ФНПР направила предложения по «пакетному» рассмотрению законопроекта о   повышении пенсионного возраста заместителю председателя правительства РФ Татьяне Голиковой.

Уважаемая Татьяна Алексеевна!

Федерация независимых профсоюзов России направляет Вам предложения по «пакетному» рассмотрению проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», с учётом проблем и рисков, возникающих в этой связи для работников и пенсионеров. Эти предложения были озвучены профсоюзной стороной в ходе рассмотрения законопроекта 16 июня 2018 года на Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально¬-трудовых отношений и направлены в секретариат РТК и ряду депутатов Государственной Думы ФС РФ.

 

По нашему мнению, законопроект должен приниматься в увязке с рассмотрением и законодательным оформлением комплекса вопросов по развитию российской экономики, рынка труда, преобразованию в социальной сфере, улучшению благосостояния граждан, качеству и доступности медицины и других сопутствующих решений.

 

             В ЧИСЛЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР - ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИКИ ОПЛАТЫ ТРУДА

 

Прежде всего, необходимо определить комплекс мер по увеличению доли заработной платы в национальной экономике, особенно в категориях средне и выше среднего. По оценке экспертов, в текущее время она одна из самых низких не только среди развитых, но и среди развивающихся стран. Соответственно, это определяет размер заработной платы у большинства наёмных работников. В краткосрочной перспективе, начиная с 1-ого января 2019 года, надо будет поднять месячную заработную плату до уровня 27 тысяч рублей (минимальный уровень, обеспечивающий застрахованному пенсию в размере прожиточного минимума, при уплате взносов в течение 30 лет).

 

Необходимо обеспечить достижение соотношения заработной платы в РФ до принятого в международной практике уровня - минимальная заработная плата составляет 60 процентов средней, а также сохранение данного соотношения в долгосрочной перспективе при индексации зарплаты по реальному уровню инфляции.

 

Крайне важно пересмотреть методику определения прожиточного минимума, с целью его оптимизации и возможности использования, как реального целевого ориентира уровня минимальной оплаты труда и пенсионного обеспечения.

 

              СУЩЕСТВЕННЫХ КОРРЕКТИВ ПОТРЕБУЕТ СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

 

Одной из важных мер считаем разработку и утверждение дорожной карты по реализации поручений Президента РФ о создании высокотехнологичных рабочих мест (в том объёме, который осталось выполнить до определенного Президентом уровня в 25 миллионов). В рамках этой программы надо предусмотреть создание рабочих мест, адаптированных под возрастных работников. Темпы реализации программы целесообразно увязать с ростом числа работников, задерживаемых на рынке труда в связи с реализацией идеи повышения пенсионного возраста.

 

ТРЕБУЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНАЯ БАЗА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

 

В числе «перезревших» задач в этой области стоит ратификация Конвенции МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Правительство РФ предполагает в ближайшее время внести этот вопрос в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Поддерживая это предложение, ФНПР настаивает на ратификации Конвенции МОТ №102 без изъятия раздела IV «Пособия по безработице», что является крайне актуальным при реализации предлагаемого законопроекта о повышении пенсионного возраста.

 

На основе Конвенции №102 социальные партнёры должны согласовать и законодательно установить коэффициенты замещения заработка по видам обязательного социального страхования на уровне не ниже рекомендуемого Конвенцией, не допуская при этом снижения действующих в настоящее время норм.

 

В РЯДУ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛЕДУЕТ: 

 

- исключить из практики обязательного социального страхования в стране пересмотр норм обеспечения в одностороннем порядке, через законы о бюджетах;

- установить, что эти нормы принимаются и пересматриваются по согласованию с социальными партнёрами, и это закрепляется законом о виде страхования.

- унифицировать порядок назначения и получения пенсий для всех категорий наёмных работников, включая государственных и муниципальных служащих, а также депутатов всех уровней, работающих на платной основе, в том числе и депутатов Государственной Думы ФС РФ и членов Совета Федерации ФС РФ.

 

Для обеспечения более эффективного пользования пенсионным

законодательством целесообразно провести кодификацию принятых нормативных правовых актов об обязательном государственном пенсионном страховании и пенсионном обеспечении с целью создания Пенсионного кодекса РФ. После принятия Кодекса изменения порядка обязательного пенсионного страхования производятся только через этот нормативный акт.

 

Продолжить работу по реализации принципов обязательного социального страхования и формирования страховой системы, заложенной в Федеральном законе от 16 июля 1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», в том числе по вопросам трёхстороннего управления внебюджетными социальными фондами видов обязательного социального страхования.

 

Провести реформирование системы обязательного пенсионного страхования, в ходе которой предусмотреть:

- развитие трёхуровневой пенсионной системы и обеспечение её финансовой устойчивости;

- создание подсистем обязательного государственного пенсионного страхования для различных категорий работников с учётом характера оплаты их труда (формальный и неформальный секторы, самозанятые и т.д.);

- расчёт тарифа для каждой из подсистем, обеспечивающий, начиная с 2019 года, выполнение пенсионных обязательств за счёт поступающих страховых взносов при последовательной оптимизации объёмов трансфертов из других бюджетов;

- разработку программы бюджетного регулирования с дифференциацией обязательств и ответственности плательщиков взносов на переходный период, в которой установить порядок и механизм прямого расчёта со страхователем при представлении Правительством РФ льгот по уплате взносов. При этом средства страхователю передавать в порядке, соответствующем периодам уплаты или опережающим их. Исключить из практики порядок расчёта с бюджетом Пенсионного Фонда РФ по итоговому объёму предоставляемых льгот;

- исключить накопительную составляющую из системы обязательного государственного пенсионного страхования;

- отказаться от политики административного и налогового давления при формировании накопительных пенсионных систем и вовлечения в них наёмных работников;

 

ОБЕСПЕЧИТЬ ПРИ ВВЕДЕНИИ ДОБРОВОЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ:

 

- стимулирование работников к вступлению в добровольные накопительные пенсионные системы за счёт стабильного и растущего дохода, а также ясных условий и преимуществ дополнительного страхования при выходе па пенсию;

- формирование и реальное использование «длинных денег» для стимулирования роста экономики;

- формирование и предложение страховщиком пенсионных программ дополнительного страхования для застрахованных с разным уровнем доходов.

 

Федерация независимых профсоюзов России обращает внимание на то, что до настоящего времени социальным партнёром не представлено финансово- экономическое обоснование, подтверждающее реальное и качественное улучшение положения пенсионеров, а также продуманность и эффективность мер, связанных с необходимостью повышения пенсионного возраста.

 

В дополнение к Вашему поручению от 2 июля 2018 года ТГ-П12-3 892 просим направить настоящее письмо в министерства РФ для проработки выдвинутых предложений.

 

ФНПР выражает свою готовность к участию в конструктивном обсуждении вышеуказанного комплекса вопросов и разработке совместно с социальными партнёрами мер по его оптимальному регулированию. 

 

Председатель ФНПР М.В. ШМАКОВ