В редакцию газеты «Трибуна» обратились ветераны труда Л.П. Грунина (г. Меленки) и  Логунов (пос. Воровский) с просьбой разъяснить, правильно ли им начисляется компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг.

С просьбой дать разъяснения по этому вопросу предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг редакция обратилась в департамент социальной защиты населения администрации области.

Согласно Закону Владимирской области от 11.03.2010 № 17-03 с 1 апреля 2010 года указанные меры социальной поддержки предоставляются в форме компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, установленной в виде ежемесячной денежной выплаты (далее – компенсация на ЖКУ).

В соответствии с постановлениями Губернатора Владимирской области от 24.01.2005 № 30 и 30.09.2008 № 689 размер компенсации на ЖКУ определяется каждому гражданину индивидуально исходя из объема льгот, предусмотренного  законодательством для различных категорий граждан, занимаемой общей площади жилого помещения, предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, а также с учетом социальной нормы площади жилья (на трех и более человек – 18 кв.м на каждого; на двух - 21 кв.м, на одиноко проживающих – 33 кв.м), нормативов потребления и тарифов, утвержденных в соответствии с действующим законодательством.

Приводим алгоритм расчета компенсации на ЖКУ:

1) определяется объем льгот, предусмотренный законодательством для различных категорий граждан:

Категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки

50% скидка по оплате жилищных услуг

50% скидка по оплате коммунальных услуг

Нормативные правовые документы

Участники и инвалиды Великой Отечественной войны (группа инвалидности установлена до 1995 г.)

На всех членов семьи без учета норм (на всю площадь жилья)

На всех членов семьи без нормативов потребления услуг (на всю оплату)

Постановление Совета Министров СССР от 23.02.81 № 209

Федеральный закон от 12.01.95 №5-ФЗ «О ветеранах»

Участники и инвалиды Великой Отечественной войны (группа инвалидности установлена после 1995 г.)

На всех членов семьи без учета норм (на всю площадь жилья)

На всех членов семьи в пределах нормативов потребления услуг

Федеральный закон от 12.01.95 №5-ФЗ «О ветеранах»

Ветераны боевых действий

На всех членов семьи без учета норм (на всю площадь жилья)

НЕТ

Федеральный закон от 12.01.95 №5-ФЗ «О ветеранах»

Инвалиды

 

На инвалида (проживающим в домах государственного или муниципального жилищного фонда)

На инвалида (независимо от вида жилищного фонда) без нормативов потребления услуг

Федеральный закон от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Семьи, имеющие детей-инвалидов

Проживающим в домах государственного или муниципального жилищного фонда, на всех членов семьи без учета норм (на всю площадь жилья)

На всех членов семьи без нормативов потребления услуг (на всю оплату)

Федеральный закон от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Ветераны труда,

труженики тыла

В пределах социальной нормы площади жилья, в т.ч. на нетрудоспособных членов семьи

На льготника в пределах нормативов потребления услуг,  отопление в пределах социальной нормы

Закон Владимирской области  от 02.10.2007 №120-ОЗ  «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» главы 16,17

Реабилитированные, пострадавшие от политических репрессий

В пределах социальной нормы площади жилья, в т.ч. на  нетрудоспособных членов семьи

В пределах нормативов потребления услуг и социальной нормы площади жилья,  в т.ч. нетрудоспособные члены семьи

Закон Владимирской области   от 02.10.2007 №120-ОЗ  «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» глава 18

Инвалиды вследствие аварии на ЧАЭС, ликвидаторы аварии на ЧАЭС в 86-87 г.г.

В домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях на всех членов семьи в пределах норм

Доля платежа, приходящегося на льготника, в составе расходов всей семьи

Закон от 15.05.91 №1244-1

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

 

 

2) учитываются число членов семьи и фактическое потребление услуг. Согласно ст. 31 Жилищного Кодекса РФ и ст. 292 Гражданского Кодекса РФ дееспособные члены семьи собственника (нанимателя), совместно с ним проживающие, несут с ним солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.

Таким образом, если законодательством не предусмотрено распространение льгот на членов семьи, расчет компенсации на ЖКУ производится исходя из доли платежа, приходящегося на получателя мер социальной поддержки в составе расходов всей семьи. В данном случае расчет компенсации производится следующим образом:

  • по коммунальным услугам (исключая отопление):

сумма начисленных платежей за фактически потребленные услуги (данные поступают от поставщиков коммунальных услуг или граждан) делится на количество членов семьи, проживающих в данном жилом помещении, и умножается на размер скидки - 50%. У граждан, которым скидка установлена в пределах нормативов потребления указанных услуг, полученная сумма не может быть выше суммы компенсации рассчитанной по нормативам:  норматив потребления конкретной услуги  на 1 чел. в месяц умножается на  установленный для данной  услуги тариф и умножается на 50%.

отопление (без приборов учета):

социальная норма площади жилья или доля, приходящаяся на получателя мер социальной поддержки, умножается на тариф и умножается на 50%

  • отопление (с прибором учета):

сумма начисленных платежей за фактически потребленные услуги делится на общую площадь дома, т.е. определяется стоимость отопления 1кв.м жилья, умножается на социальную норму площади жилья или долю, приходящуюся на получателя мер социальной поддержки, и умножается на 50%; 

  • по оплате жилья:

социальная норма площади жилья или доля, приходящаяся на получателя мер социальной поддержки, умножается на тариф и умножается на 50%

Категориям граждан, у которых меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг распространяются на всех членов семьи и не ограничиваются социальной нормой площади жилья и нормативами потребления, размер компенсации равен половине суммы, начисленной к оплате за фактически потребленные услуги.

3) компенсируются расходы двухмесячной давности, например, в мае компенсируются затраты, произведенные за март, в июне за апрель и т.д.

Это связано с организацией работ жилищно-коммунальных служб, которые  выставляют счета к оплате за истекший месяц, и учреждений социальной защиты населения, которым необходимо время для обработки полученных сведений и формированием выплатных документов уже на следующий месяц.

При этом выплата по услуге «газовое отопление 7 месяцев по счетчику» носит авансовый характер и начисляется в октябре – ноябре исходя из нормативов и тарифов без учета фактического потребления. Поскольку, как показала практика работы, фактическое потребление оказывается значительно ниже рассчитанного по нормативам, образуется переплата. Переполученные суммы учитываются при расчете размера компенсации на ЖКУ в последующие месяцы и покрываются компенсацией по другим видам услуг. В результате выплаты в мае-июне по размеру существенно меньше выплат в другие периоды или отсутствуют совсем.

4) компенсация на ЖКУ назначается индивидуально каждому члену семьи, имеющему право на данные меры социальной поддержки.

Пример расчета компенсации в наиболее типичной ситуации:

В квартире проживают 3 человека, в том числе 2 получателя мер социальной поддержки ветеран труда и инвалид, жилой фонд - частный, площадь 75 кв.м. (3 комнаты).

Социальная норма площади жилья для ветерана - 18 кв. м (Закон Владимирской области от 08.02.2000 № 4-ОЗ), доля инвалида- 1/3 часть – 25 кв.м. (75 кв.м/3 чел).

На май

Виды услуг

По данным организа

ций фактические затраты семьи (3 чел.)

за март,

в руб.

Ветеран труда

Инвалид

Меры социальной поддержки, преду-

смотреннные законода-тельством

Расчет компенсации

Меры социальной поддержки, преду-

смотреннные законодательством

Расчет компенсации

Содержание и текущий ремонт жилья

1236

в пределах соц. нормы площади жилья (на 18 кв.м.)

139,05

(18 кв.м.  Х тариф 15,45** Х 50%)

для прожива-ющих в государ-ственном и муници-пальном жилищном фонде

0

Отопление централизованное без приборов учета (12 месяцев)

2123,25

254,79

(18 кв.м. Х тариф 28,31** за отопление 1 кв.м.  Х50%)

без нормати-

вов потребле-ния, исходя из доли платежа

 

 

 

 

 

 

353,88                 (25 кв.м. Х тариф 28,31 Х 50%)

Газоснабжение по счетчику (норматив потребления 12,куб. м на 1 чел. в месяц  при наличии газовой плиты без горячего водоснабжения постановление Губернатора области от 24.11.2006 №805)

62,1

на получателя в  пределах нормативов потребления услуг

 

 

 

10,35*

(62,1 / 3 чел.Х 50%)

*размер  не может быть выше, рассчитанного по нормативам 24,84 (норматив 12 куб.м. Х тариф 4,14** Х 50 %)

10,35

(62,1 / 3 чел.Х 50%)

 

Водоснабжение и водоотведение (с центральным горячим водоснабжением) по счетчику

352,8

58,8*

(352,8/3 чел.Х50%)

*размер не может быть выше, рассчитанного по нормативам 107,25 (норматив 9,12** Х 23,52** Х 50 %)

58,8

(352,8/3 чел.Х50%)

Электроснабжение (норматив потребления на 1 чел. в  семьях из 3-х чел, проживающих в 3-х комнатах с газовой плитой- 76 кВт ч - постановление Губернатора области от 24.11.2006 №805)

865,5

Размер не может быть выше, рассчитанного по нормативам 105,61

(50 кВт Х тариф 2,55** + 26 кВт Х тариф 3,22**) Х 50 %

144,25

(865,5/3чел.Х50%)

Итого: 

4639,65

568,6

567,28

1135,88

** тарифы и нормативы взяты условно

По вопросам оказания социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг можно обратиться в государственное казенное учреждение социальной защиты населения по месту жительства или в департамент социальной защиты администрации области.